24 ноября 2014 г.

Вариантов - ноль.

#статьи #jagermeister indie awards #сбпч #mujuice #кровосток #sonic death #sounds of sputnik

«СБПЧ», Муджус, «Кровосток», Sonic Death - что на самом деле значат результаты Jagermeister Indie Awards?

Текст: Михаил Савотиков.
Группа года – «СБПЧ», сингл года – «СБПЧ», клип года – Mujuice, электронный артист – Mujuice, хип-хоп артист – «Кровосток», рок/метал артист – Sonic Death, номинация Young Blood – Sounds of Sputnik.

Объявленные 20 ноября результаты Jagermeister Indie Awards выглядят или как издевательство, или как новости для тех, кто последние 5 лет провёл в подводной лодке. Как вышло, что благое начинание по поддержке российской независимой музыки закончилось непонятно чем?

Jagermeister Indie Awards создана «по образу и подобию австралийской Jagermeister Indie Awards, которая проводится в Мельбурне уже почти десяток лет», – сообщает Colta.ru, один из партнёров проекта. Вообще, это не совсем так. Во-первых, австралийская премия, о которой идёт речь, называется AIR Awards, учреждена она Австралийской Ассоциацией Независимых Рекорд-Лейблов (Association of Independent Record Labels или AIR). С Jagermeister они когда-то сделали чарты независимой музыки AIR Charts, в добавление к которым с 2006 года стала вручаться премия; правда, с 2013 года Jagermeister, похоже, перестали иметь отношение к её вручению, а алкогольным партнёром премии стал Carlton Dry. В России, при отсутствии и чартов, и Ассоциации рекорд-лейблов, Jagermeister, видимо, занялись этим вопросом сами.



Сайт JIA сообщает, что это «первая в России премия актуальной музыки» (что и чересчур пафосно, и неправда, поскольку в России уже есть как минимум «Степной Волк»), декларирует отход от «жанровых предрассудков» и демонстрирует огромный, из 35 пунктов, список жюри. Компания велика и разношёрстна: музыканты, журналисты, диджеи, промоутеры в диапазоне от людей известных и уважаемых (Дельфин, Артемий Троицкий, Саша Хьюман, Денис Бояринов) до каких-то совсем непонятных персонажей (Фёдор Елютин, продюсер группы ΣCANICOOL, член союза театральных деятелей РФ? Максим Белогуров, группа «Это я убил Кеннеди», экс –IFK?); впрочем, не суть важно. Предполагалось, что такой разнообразный состав и количество членов жюри будут «гарантом объективности и высокого критерия оценки» – на деле же вышло совсем не так.

Шорт-листы, собранные по итогам голосования жюри, кто не помнит, получились такими:
Группа года: «СБПЧ», «Труд», «Наадя», «Окуджав».
Сингл года: Pompeya (Satellite), «СБПЧ» («Нельзя сказать короче»), «Наадя» («Сто дней»), On-the-Go (Keep Pretending).
Клип года: «СБПЧ» («Нельзя сказать короче»), Mujuice (Dirty), On-the-Go (Brother), «Берген Кремер» («Гроза»).
Электронный артист: Pixelord, Mujuice, OL, Vtgnike.
Рок/метал артист: Glintshake, Sonic Death, «Спасибо», «Труд».
Хип-хоп артист: «Птицу ЕмЪ», «Кровосток».

Почему-то никого не смутило, что попавшие в список «молодые группы» – это за редким исключением либо коллективы, существующие уже бог знает сколько лет (Pompeya – 8, On-the-Go – 7, «СБПЧ» - 7), либо новые проекты бывших участников таких коллективов; все они и так достаточно широко известны, принадлежат примерно к одной когорте и каждый год в какие-то подобные списки входят. Всё это группы не то чтобы плохие, но уже откровенно набившие оскомину; может быть, это и не вина их самих, но факт остаётся фактом. Уже на этапе объявления полуфиналистов ожидание результатов премии потеряло всякий смысл – интриги никакой нет, какая на самом деле разница, «СБПЧ» в итоге выиграют или «Наадя»?



Тут, конечно, можно пожать плечами и сослаться на изначальную предсказуемость таких мероприятий: результаты последнего «Степного волка» тоже были предсказуемы – но он основан как премия, отражающая актуальное состояние музыки, и отражающая его вполне адекватно – результаты же Jagermeister Indie Awards не отражают вообще ничего. Тут возникают очевидные вопросы к жюри – но похоже, что с жюри всё в действительности очень просто. Хорошим примером тут служат слушательские голосования за лучший альбом полугодия, регулярно (2011, 2012, 2013, 2014) проводящиеся «Афишей» – там тоже каждый раз в топы попадают ровно те исполнители, про которые «Афиша» до этого и писала, с поправкой на число их поклонников, узнавших об этом голосовании. Забавно, что голосование компетентного жюри сработало точно так же: у них на слуху те же самые группы, и именно они в итоге больше голосов и набрали (даже если оставить за скобками соображения про возможную ангажированность и теорию заговора). Если кто-то и голосовал за действительно молодых и действительно перспективных исполнителей, то как раз из-за разнообразия вкусов эти голоса на общем фоне остались в меньшинстве. Нетрудно догадаться, что всё действительно интересное, что могло жюри сообщить миру, осталось в лонг-листе; лонг-листа, конечно же, никто не видел.



А обнародованный шорт-лист – да, ни о чём. Из всего многообразия электроники представлено 4 самых известных артиста (победил в итоге самый-самый известный). Рок/метал номинация выглядит сугубо хипстерским набором (это называется «без стилистических границ», ага). С хип-хопом совсем скверно, во-первых, групп всего две: то есть скорее всего голоса жюри распределились так, что после «Кровостока» и «Птицы» все остальные шли с большим отрывом, и исполнителей с равным числом баллов было больше двух, так что дополнить четвёрку было нельзя – но это уже говорит о том, что большая часть жюри просто не в курсе вопроса, хотя кругом полно интересных независимых хип-хоп-артистов всех видов. Во-вторых – «Кровосток» появился 10 лет назад, «Птицу ЕмЪ» – 5 лет назад, причём в этом году они уже распались. Вообще, по большому счёту, единственная молодая и по-настоящему новая (не относящаяся к вышеописанной категории) группа в шорт-листе – это «Спасибо»; разумеется, они ничего не получили. И все слова про «выбор публики» – это чушь собачья: кто победит в слушательском голосовании, группа с 1000 человек в сообществе вКонтакте или с 4000, 10000, 20000? у какой группы будет больше сообщество вКонтакте: у существующей и получающей постоянную информационную поддержку уже больше 5 лет или у появившейся в прошлом году?

Могла бы стать какой-то отдушиной номинация Young Blood, базирующаяся на присланных на конкурс треках (которых набралось более 300), хотя заранее ясно, что большая их часть – это совсем никому не известные группы и откровенный шлак (и необязательно было слушать всё, чтобы потом «приходить к неутешительным выводам»), плюс какое-то количество исполнителей хоть сколько-то известных, у которых шансов больше. В итоге – Oligarkh, Sounds of Sputnik и 1/2 Orchestra; окей, но на их месте вполне мог быть и кто-то другой.



Стоило ли собирать несколько десятков продвинутых экспертов, если результаты их голосования выглядят точно так же, как если бы это были условные подписчики сообщества Indie Music? Думали ли обо всём этом организаторы премии (которую, кстати сказать, теперь обещают сделать ежегодной)? Разумеется, для Jagermeister на первом месте бизнес и поддержка своего бренда; с членов жюри вроде как тоже взятки гладки, с участников – тем более, но в итоге получается, что до музыки во всей этой истории никому нет дела. Не жалко, что конкретно «СБПЧ» или Муджус в очередной раз что-то получили, но почему-то раз за разом одним и тем же достаётся всё, а другим – почти ничего. «Лауреат премии JIA Awards» – мелочь, конечно, но из таких мелочей и складывается репутация исполнителя. Кто-то, при формально честных правилах, фактически не получает никакого шанса – а у кого-то, как снежный ком, год за годом растёт и укрепляется в массовом сознании статус «лучших, главных, важнейших» инди-исполнителей – зачастую не имея особых на то оснований.

Еще статьи:

5 октября 2016 г.

По традиции One Age собрал всю проверенную информацию (а также слухи и домыслы) о том, что нас ждёт в этом сезоне.

3 марта 2016 г.

Возвращаем ещё один прошлогодний долг в виде обзора лучших альбомов-2015.

31 января 2016 г.

С итоговым песенным топом за 2015 год кто-то уже мог ознакомиться в нашей группе вКонтакте, а теперь он наконец добрался и до сайта, разбитый на 5 тематических плейлистов.

31 декабря 2015 г.

Лучшие клипы уходящего года: от самых красивых до самых странных и безумных.

29 декабря 2015 г.

Рубрика You Must Be New Here - это, как несложно догадаться из названия, ещё одна серия плейлистов о новых и ещё мало известных широкой публике группах. В первом выпуске мы решили зафиксировать достижения некоторых групп, понравившихся нам в уходящем году; разговор об интересных дебютантах обязательно продолжится и в году следующем.

Наши проекты:

Радио OSOW
Современная и независимая русская музыка


Актуальное:

Что почитать
Тусовщики 80х, русские музыканты на Западе, плейлисты Amor Entrave и Oligarkh, интервью с Михалком и «Буерак» и другое

I am waiting for you last summer
«Повседневная жизнь для нас - это перемещения и дорожные приключения»


Подкасты:

Sleeping Hive
Колонка редактора: подкаст о независимой музыке со всего мира

Потусторонуволны
О современной и независимой музыке России

4мерные рифмы
Новинки российского и околороссийского хип-хопа

Только хардкор
Жесть и мясо: пост-хардкор, метал, сладж, блэк, скримо

Мой дедушка был хипстер
Свежая инди-музыка в самых разных её проявлениях

One Age Show!
О современной музыке и культуре