26 ноября 2015 г.

Что означают результаты Jagermeister Indie Awards 2015?

#статьи #jagermeister indie awards #премии

Странные итоги премии и что из них можно понять о состоянии инди-музыки в России.

Текст: Михаил Савотиков.
Jagermeister Indie Awards 2015 В прошлую пятницу прошла церемония вручения Jagermeister Indie Awards — за отсутствием «Степного волка», единственной на данный момент премии в области независимой музыки. Появившись в прошлом году, она уже тогда вызывала противоречивые чувства; тем не менее, JIA вызывает определённый резонанс — как и желание вновь поднять наболевшие вопросы. Для начала, если пропустили — список финалистов (победители выделены жирным шрифтом).

Группа года: Mana Island, «СБПЧ», Pinkshinyultrablast
Сингл года: «СБПЧ» («Три миллиарда ватт»), Sirotkin («Герои»), 5’Nizza (I Believe in You)
Видео года: Esthetix (Promised Land), «СБПЧ» («Сёстры»), Pompeya (Liar)
Рок: Pinkshinyultrablast, The Jack Wood, «Буерак»
Хип-хоп: «Кровосток», Lapti, Скриптонит
Электроника: Pixelord, Summer of Haze, Mujuice
Лейбл: Up!Up!Up!, Gazgolder, Hyperboloid
Событие года: Outline, «Пикник Афиши», «Скотобойня»
DJ года: Maiden OBEY, Липелис, DJ Tactics
Young Blood — выбор слушателей: Hann with Gun
Young Blood — гран-при: Sirotkin
Young Blood — специальный приз: Pale Crow
Спец. приз от Xuman Records: Cricket Captains

Что всё это значит?

1. Да, результаты Jagermeister Indie Awards как минимум странноваты.

По сравнению с прошлым годом на JIA увеличилось число номинаций и почти вдвое (!) расширился состав жюри, членов которого по итогу стало едва ли не больше, чем участников. Разумеется, лучше работать от этого вся система не стала (скорее, наоборот), ну и результаты, соответственно, налицо. Никого из групп-финалистов, наверно, нельзя назвать совсем уж плохой, но для 2015 года список выглядит весьма анекдотично.



Практически не выступающие на родине Pinkshinyultrablast объявлены «Группой года»; раньше шугейзовые снобы «не хотели быть лучшими в городе, где есть «Пикник»; интересно, каково им стать лучшими в целой стране, где вообще кого только нет. В рэп-номинации непонятно как в финал попал Скриптонит (а в «Лейблы» — Gazgolder, который по местным меркам далеко не «инди»); впрочем, он и для «Пикника Афиши» был весьма неочевидным выбором, но тем не менее. Ещё более неочевидную компанию он составил с двумя другими хип-хоп-номинантами — и это при наличии огромного количества альтернатив (ATL, Pharaoh, Yanix, Rigos, Оксимирон, наконец); так или иначе, коллективный разум второй год подряд выбрал подрастерявший былой запал «Кровосток». Young Blood вручили неплохим новичкам Hann With Gun и Sirotkin — хотя какой-то логики в том, что победили именно они, абсолютно нет. Специальные призы также получили Pale Crow и Cricket Captains — тоже не то что бы плохие группы, но что в них можно найти интересного в 2015 году, понять вообще нельзя.

В целом же, возвращаясь к основным номинациям, хорошо видно, что более раскрученный, известный исполнитель почти всегда побеждает менее известного: 5’Nizza против «СБПЧ», Pompeya против Estethix, The Jack Wood против «Буерак», «Кровосток» против Lapti, Mujuice против Summer of Haze. В ходе голосования один из инди-пабликов даже устраивал опрос с целью выявить фаворитов; опрошенные на кого только не ставили (сибирские пост-панки, питерские шугейзеры, всевозможные участники «Ионосферы» и т.д.), но в итоге из всех названных в списки попал один только «Буерак», да и тот в итоге ничего не получил. Вот тебе и «новая волна»; в прошлом году, кстати, точно так же вышло с группой «Спасибо».



На это, разумеется, много причин самого разного свойства; главная — особенности голосований через соцсети, результат которых примерно сводится к тому, у кого больше подписчиков; у Pompeya и «СБПЧ» по 60 000 человек вКонтакте, у Муджуса — 30 000: многие ли молодые группы могут с ними тягаться? Таким образом получается, что никаких новых движений и трендов в жанре премия никак не фиксирует; Pompeya и «СБПЧ» в массовом сознании продолжают оставаться лидерами; ни слушательские голосования, ни работа жюри из 60 человек никакого внятного результата не дают.

2. Непонятно, как работает экспертное жюри.

Собственно, о жюри: более 60 экспертов, от всем известных людей вроде Троицкого до совершенно непонятных персонажей. Почему там столько народа — непонятно, работает эта система, как было ясно ещё в прошлом году, плохо, но организаторов это, похоже, не беспокоит. Как и то, что в списке обнаруживаются, например, представители Hyperboloid Records (который стал «Лейблом года»), фестиваля Outline («Событие года») или Dj Tactics, вышедший в финал как «Диджей года». Не хочется поднимать вопросы связей и знакомств, но неужели нельзя было подобрать состав, в котором не возникало хотя бы явного конфликта интересов при голосовании? Или о независимости членов жюри речи вообще не идёт?

Симптоматично и то, что на церемонии награждения ведущие и эксперты, вручавшие награды, неоднократно кого-то с кем-то путали (Муджуса назвали «группой» и т.д.); всё это, в сущности, дискредитирует весь процесс и по идее, должно как-то настораживать и организаторов, и членов жюри, но почему-то не настораживает (хотя есть и исключения).

3. «Инди»-статус многих участников выглядит спорным.



К вопросу об «инди» как о формате существования исполнителя: чуть ли не у каждой группы, вышедшей в финал, вплоть до «молодой крови» в лице Sirotkin и Pale Crow, есть менеджер или лейбл, её поддерживающий. С одной стороны, это говорит об их определённом уровне или статусе, с другой — непонятно, насколько его можно называть «независимым»; попали бы они в финал премии, справляясь полностью своими силами? Наконец — при таком раскладе чем им помогает сама премия; кому и куда Jagermeister Indie Awards «открывает дорогу»? The Jack Wood, которые выступают на Glastonbury? Pompeya, которые турят по США? «Кровостоку»?

4. Подавляющее большинство финалистов — столичные музыканты.

Mana Island, Sirotkin, Esthetix, Pompeya, «Кровосток», Lapti, Mujuice, Pale Crow, Cricket Captains — Москва. «СБПЧ» и Pinkshinyultrablast — Санкт-Петербург. Тут могут возникнуть традиционные споры по поводу тех, кто переехал или живёт между двумя городами, но тем не менее: соотношение столичных (а среди них ещё и Москва ощутимо доминирует над Питером, но это отдельная тема) финалистов к выходцам из провинции составляет чуть ли не 80%. Если не считать переехавших, как The Jack Wood, то меньше; если не считать 5’Nizza и Скриптонита, которые вообще непонятно что в этих списках делают, то больше. По сути, единственный действительно «провинциальный» исполнитель из всех — это «Буерак»; но опять-таки, победителями они не стали.



Значит ли это, что кругозор жюри (и голосовавшей аудитории) значительно ограничен музыкой Москвы и Петербурга? Настоящая причина скорее в том, что интернет интернетом, но у группы «с периферии» до сих пор значительно меньше возможностей, чем у группы из столицы. Сложнее набрать фан-базу, из которой складывается группа вКонтакте, которая потом голосует в подобных конкурсах, сложнее с менеджером, который взял бы на себя решение организационных задач, меньше возможностей показать себя публике. Нравится вам это или нет, но если вы живёте не в Москве, играете в группе и хотите добиться успеха, вам нужно или переехать, или смириться с тем, что на подобных конкурсах вам ничего не светит. Все это давно известно и не ново; другой вопрос, что премия, которая могла бы влиять на существующий порядок вещей и что-то менять к лучшему, этого не делает.

5. Если не Pompeya, то кто?

Окей, Jagermeister Indie Awards не отражает процесс и не открывает новых имён; а кого, к примеру, она должна была открыть? Чисто теоретически — кого в этом году можно назвать потенциальной новой звездой, кто может встать в один ряд после «СБПЧ», Pompeya, Motorama, «Наадя», Kira Lao и прочих? Англоязычное инди всех сортов: Cruel Tie, Hospital, HUT, Parks, Squares and Alleys? Сибирская волна: Ploho, «Сруб», «Буерак», «Звёзды», «Убийцы»? Новоиспечённый юношеский панк: «Пасош», «Вторые брюки», «Рука дочери», «Отстой»?



Внутри инди-волны появляются свои маленькие движения и сцены, достойных новичков очень много, но очевидных лидеров среди них не возникает — как было долгое время, когда «Афиша» без конца открывала новые группы, из которых потом каждая вторая вырастала в большую, узнаваемую и заметную и за пределами самой волны. Jagermeister Indie Awards не может назвать ни одного нового исполнителя, который был бы интересен вне субкультуры (то есть не только хипстерам/меломанам/подписчикам Indie Music) — напротив, в поисках хоть чего-то действительно большого и стоящего под понятие «инди» (и так довольно размытое) вдруг начинают попадать вещи, никакого к нему отношения не имеющие: что «Кровосток», что 5’nizza, что Hyperboloid Records. Но и никто другой не может его назвать, не в премии дело: золотые годы прошли, условный 2010й уже не вернуть, градус спал; движение есть, но гораздо более интересные и значимые вещи происходят в электронике и хип-хопе. И нет, речь не про «Кровосток».

На самом деле такие процессы происходят с каждым музыкальным движением: появляются новые интересные артисты, которых объединяет какая-то волна или жанр; жанр входит в моду, эти артисты становятся популярными, появляются новые; через какое-то время они продолжают появляться, но или слишком похожие на артистов «первой волны», или просто не такие интересные; ещё через какое-то время жанр выходит из моды, становится более нишевым и интересным только его приверженцам и просто занимает своё место в общей музыкальной картине. Так было в своё время с «альтернативной» волной или с волной «Нашего радио»; теперь более субкультурной и нишевой становится музыка, которую мы привыкли называть «инди».

Значит ли это, что теряет смысл премия в условно «нетрендовом» жанре? Совсем нет, если она будет действительно адекватной действительности: если решить проблемы с голосованием, не сталкивать заведомых лидеров с заведомыми аутсайдерами, не делать хайп ради хайпа, активнее продвигать новое, углубиться в пресловутую нишу — ведь в конце концов, в этом нет ничего плохого.

Еще статьи:

5 октября 2016 г.

По традиции One Age собрал всю проверенную информацию (а также слухи и домыслы) о том, что нас ждёт в этом сезоне.

3 марта 2016 г.

Возвращаем ещё один прошлогодний долг в виде обзора лучших альбомов-2015.

31 января 2016 г.

С итоговым песенным топом за 2015 год кто-то уже мог ознакомиться в нашей группе вКонтакте, а теперь он наконец добрался и до сайта, разбитый на 5 тематических плейлистов.

31 декабря 2015 г.

Лучшие клипы уходящего года: от самых красивых до самых странных и безумных.

29 декабря 2015 г.

Рубрика You Must Be New Here - это, как несложно догадаться из названия, ещё одна серия плейлистов о новых и ещё мало известных широкой публике группах. В первом выпуске мы решили зафиксировать достижения некоторых групп, понравившихся нам в уходящем году; разговор об интересных дебютантах обязательно продолжится и в году следующем.

Наши проекты:

Радио OSOW
Современная и независимая русская музыка


Актуальное:

Что почитать
Тусовщики 80х, русские музыканты на Западе, плейлисты Amor Entrave и Oligarkh, интервью с Михалком и «Буерак» и другое

I am waiting for you last summer
«Повседневная жизнь для нас - это перемещения и дорожные приключения»


Подкасты:

Sleeping Hive
Колонка редактора: подкаст о независимой музыке со всего мира

Потусторонуволны
О современной и независимой музыке России

4мерные рифмы
Новинки российского и околороссийского хип-хопа

Только хардкор
Жесть и мясо: пост-хардкор, метал, сладж, блэк, скримо

Мой дедушка был хипстер
Свежая инди-музыка в самых разных её проявлениях

One Age Show!
О современной музыке и культуре